Статья 15417

Название статьи

О ЧЕЛОВЕКЕ, ВЕРЕ И ВОСПИТАНИИ 

Авторы

Гагаев Андрей Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), gagaev2012@mail.ru
Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gagaevp@mail.ru

Индекс УДК

37.01

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-15

Аннотация

Актуальность и цели. В настоящее время в научно-педагогической и общественно-педагогической среде обсуждается проблема взаимодействия религиозных институтов и государства. Проблема не решена и на теоретическом уровне. Природа религиозного чувства, его связь с другими базовыми характеристиками человека, религия и светская школа – эти и другие вопросы нуждаются в теоретическом осмыслении. В работе даются контуры теории решения обозначенной проблемы.
Материалы и методы. Осмысление проблемы ведется на основе субстратной рефлексии, согласно которой в предмете постижения удерживается его множественная основа и его внутренняя собранность (А. А. Гагаев).
Результаты. В работе религиозное чувство трактуется как базовая характеристика психики человека, влияющая на все другие его способности (нравственное чувство, интеллект, креативность и пр.). Обосновывается необходимость введения в содержание среднего образования сегмента, представляющего религиозное чувство как базовую черту психики человека. Дается общая характеристика указанного образовательного сегмента (светско-культурологическая основа курса, понятие мира как иррационального, как обращенного к человеку и др.).
Выводы. В старших классах средней школы на светско-культурологической основе необходимо читать курс о базовой способности человека «Религия и человек».

Ключевые слова

человек, изначальность, религиозное чувство (вера), базовая способность, генезис, воспитание, учебный курс

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Гагаев, А. А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании / А. А. Гагаев. – Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 1994. – 47 с.
2. Альпер, М. Бог и мозг: научное объяснение Бога, религиозности и духовности / М. Альпер. – М. : Эксмо, 2013. – 444 с.
3. Фейербах, Л. Необходимость реформы философии // Сочинения : в 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Политическая литература, 1991. – Т. 2. – С. 388–392.
4. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во имени Сабашниковых, 1995. – 480 с.
5. Ньюберг, Эндрю. Тайна Бога и наука о мозге / Эндрю Ньюберг, Юджин Д.’Аквили, Винс Рауз. – М. : Эксмо, 2013. – 320с.
6. Вольтер. Назидательные проповеди / Вольтер // Мир философии : в 2 ч. – М. : Политическая литература, 1991. – Ч. 2. – С. 381–386.
7. Campbell, J. Мyths to Liwe By / J. Campbell. – New York : Viking Press, 1972. – 287 p.
8. Koenig, H. G. The Healing Power of Faith / H. G. Koenig. – New York : Simon & Schuster, 1999. – 145 p.
9. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М. : Устойчивый мир, 2001. – 232 с.
10. Крылов, А. Н. Проблемы религиозного образования в Западной Европе / А. Н. Крылов // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 2. – С. 9–16.
11. Гагаев, А. А. Педагогика невмешательства / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. – СПб. : Алетейя, 2014. – 283 с.
12. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений : в 11 т. / М. В. Ломоносов. – М. ; Л. : АН СССР, 1954. – Т. 5. – 747 с.
13. Васильев, Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды / Н. А. Васильев. – М. : Наука, 1989. – 264 с.
14. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / под ред. М. И. Кондакова, Ю. К. Бабинского. – М. : Педагогика, 1987. – 560 с.

 

Дата создания: 24.04.2018 11:11
Дата обновления: 24.04.2018 16:17